Первая деревянная церковь Преображения Господня в селе Чернышево была построена в 1627 году. К сожалению сведений о ней не сохранилось. Нынешнее каменное здание было построено в 1823 году.

   А случилось это так. 15 августа 1813 года молодой ротмистр «летучего» эскадрона Ахтырских гусар под командованием Д.В. Давыдова Павел Петров в сражении при Гроссен-Гайме был ранен саблей в правую руку. Полковым священником был отслужен молебен о здравии пред Ахтырской иконой Божьей Матери – покровительницей полка. Петров остался жив. Рана очень долго заживала. Выздоровев, в 1815 г. он отправился в недавно полученное им по наследству имение в с.Чернышево Костромской области. Где он первым делом начинает строить новый каменный храм в честь Преображения Господня в замен обветшавшего деревянного (постройки 1627г), в котором в благодарность за свое чудесное спасение велит устроить предел в честь Ахтырской иконы Божьей Матери. Павел Иванович подарил будущему храму список Ахтырской иконы Божьей Матери с полкового образа.

   Есть основание полагать, что архитектором Чернышевского храма был Осип Иванович Бове (1784-1834гг.), известный московский зодчий (проектировал Большой театр, ансамбль Красной площади, Театральной площади, Александровского сада, Триумфальной арки у тверской заставы, многие частные особняки, церковь Николая Чудотворца в Котельниках (1821), церковь в селе Архангельском — имении жены княгини А С Трубецкой (1822), и др.).

  Для строительства Чернышевского храма потребовалось устройство в окрестностях села кирпичного завода. За селом до сих пор видны следы глиняных котлованов. Строительство началось в 1816 году, а завершилось в 1823г.

  Храм Преображения – это небольшое по размерам кирпичное оштукатуренное здание. Обладает симметричной относительно продольной оси композицией, состоящей из храма с апсидой, трапезной и колокольни. Четверик основного объема несет низкую глухую ротонду, завершенную куполом с люкарнами и граненным световым барабаном с укрупненной луковичной главой. Апсида и трапезная, имеющие по-барочному скругленные углы, по высоте равны четверику храма. Апсида значительно уже его, а трапезная – чуть шире. Колокольня церкви трехъярусная. Два ее нижних, убывающих по высоте четверика поддерживают цилиндрический ярус звона, увенчанный куполом с барабаном и шпилем. По верху стен проходят несколько суховатые по рисунку венчающие карнизы на кронштейнах. Стены храмового четверика, апсиды и трапезной обработаны характерными для классицизма высокими узкими нишами, в которых помещены прямоугольные окна. Боковые фасады храма, имеющие симметричные композиции с двумя окнами, расположенными по сторонам дверных проемов, акцентированы четырех-колонными тосканскими портиками с треугольными фронтонами, почти закрывающими ротонду. Четыре большие люкарны, размещенные по сторонам света на куполе ротонды, имеют массивные обрамления с треугольными фронтонами. Барабан с более узкими диагональными гранями прорезан арочными окнами. Глава обшита кровельным железом в шашку. На фасадах нижнего яруса колокольни, обработанного на углах широкими филенчатыми лопатками, устроены высокие арочные проходы с плоскими замками в перемычках. Второй ярус с гладкими угловыми лопатками прорезан крупными полуциркульными проемами звона и завершен треугольными фронтонами, поднятыми над венчающим карнизом. В верхнем ярусе-резонаторе, декорированном парными тосканскими полуколоннами, по сторонам света размещены арочные проемы. В интерьере храм связан с апсидой и трапезной широкими арочными проемами. Ротонда храма, покоящаяся на парусах, перекрыта куполом, прорезанным круглым световым отверстием венчающего его барабана. Апсида имеет коробовый свод, а трапезная – лотковый. Над всеми окнами и дверными проемами трапезной устроены распалубки. Нижний ярус колокольни был перекрыт плоским потолком, второй – восьмидольным сомкнутым сводом с круглым отверстием, открывающимся в верхний купольный ярус-резонатор. На стенах в храме была масленая живопись, которая до сегодняшнего дня не сохранилась. Купол ротонды занимала композиция «Силы небесные». На парусах были изображены Евангелисты. На южной стене ротонды – Преображение Господне, на северной – Успение Божьей Матери. На западной – Крещения Господня. В основании перекрытия храма проходит развитый штукатурный карниз с мутулами и розетками. Проемы имеют профилированные тянутые обрамления.

 В начале храм Преображения – это летнее не отапливаемое помещение. А в трапезной части находился зимний предел в честь Ахтырской иконы Божьей Матери, который в последствии был упразднен. Трапезная часть имела печное отопление. Печь находилась в подклети (под полом) храма, кирпичные дымоходы проходили по всему периметру трапезной под полом, покрытом характерными чугунными листами, которые и обогревали храм. После упразднения Ахтырского предела, в храме Преображения были выложены печи и он стал использоваться круглый год. Для уменьшения потерь тепла была заложена северная боковая дверь. Сейчас здесь окно.

Из «Ведомости о церкви за 1909г.»:
церковь каменная, построена в 1823г. тщанием прихожан.
каменная с такою же колокольнею и оградой, зданием крепка. В церковной ограде с юго-западной стороны устроена деревянная сторожка. В 1894 году вместо находящегося в церковной ограде кладбища открыто новое кладбище на земле, данной г.Петровым в расстоянии от села на 250 сажень. В 1896г. кладбище обнесено деревянною, между каменных столбов, оградою. Внутри сей ограды устроена часовня, на каменном фундаменте и крытая железом, на средства местного прихожанина Павла Ивановича Маширова
Престол один в честь Преображения Господня
Утвари и богослужебных книг достаточно
по штату 1889 года положено: один священник и один псаломщик
на содержание причта отпускается от казны с 1904г. 392 рубля, из них 294 рубля священнику, а псаломщику 98 рублей в год. Кроме сего притч получает проценты с четырех сторублевых билетов, положенными разными лицами на вечное поминовение. Билеты хранятся при церкви.
земли при церкви усадебной 2 десятины 2260 кв. сажень, пахотной и сенокосной 33 десятины, из коих 12 десятин поступило в промен г.Петрову на землю сенокосную. Земли под кладбищем при церкви374 кв. сажени. А под кладбищем вне ее одна десятина.
в 1887 году прихожане построили деревянный дом на каменном фундаменте, крытый железом, двухэтажный, с тем, чтобы в верхнем этаже помещался приходской священник, а в нижнем было училище и квартира преподавателя. Псаломщик имеет дом свой. Оба дома на церковной земле.
…………

  с 15 ноября 1909г. священником Александром Назаретским при храме открыто Чернышевское общество трезвости

После закрытия храма в 1930х годах, там в разные годы находились маслозавод, склад запчастей, колхозные мастерские.